Министерство финансов обнародовало основные параметры проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы. Оценка бюджетного дефицита в следующем году понижена до 0,4% от ВВП против 1% ВВП, заложенного в предыдущем трехлетнем бюджете, сообщил журналистам глава Минфина Антон Силуанов. Дефицит в 2016-2017 годах прогнозируется на уровне 0,6%.
Для достижения этих показателей финансовому ведомству пришлось пойти на сокращение планировавшихся ранее расходов, включить в доходы поступления от приватизации “Роснефти”, а также предложить несколько новаций в налоговой сфере, часть из которых уже вызвала возражения Минэкономразвития.
Эксперты считают, что в ходе политического торга вокруг бюджета расходы не удастся удержать в заявленных рамках, при этом необходима организация финансового учета в бюджетных организациях. Скорее всего, это и не нужно, потому что трудные времена для российской экономики еще не прошли, говорят они.
Параметры на трехлетку
Согласно основным параметрам федерального бюджета, его доходы в 2015 году вырастут на 359 млрд руб., до 14,9 трлн руб., расходы сократятся на 109,2 млрд руб., до 15,25 трлн руб. При этом, согласно расчетам Минфина, ненефтегазовый дефицит вырастет до 10,3% ВВП против ожидавшихся 9,6%. Оценка ненефтегазовых доходов снижена на 343 млрд руб., до 7,40 трлн руб., то есть рост доходов будет обеспечен поступлениями от топливно-энергетического комплекса (на них придется 50,3% доходов бюджета РФ).
В 2016 году, по прогнозу Минфина, доходы федерального бюджета сократятся на 412,5 млрд руб. и составят 15,49 трлн руб. Расходы федерального бюджета снизятся практически на аналогичную сумму, до 15,97 трлн руб. Дефицит федерального бюджета может сложиться на уровне 0,6% ВВП. В 2017 году министерство прогнозирует, что доходы бюджета РФ составят 16,27 трлн руб., расходы – 16,82 трлн руб. Дефицит бюджета, так же как и в предыдущем году, – 0,6% ВВП.
Параметры бюджета еще могут быть пересмотрены с учетом корректировки макропрогноза на трехлетнюю перспективу, а также темпов роста экономики в текущем году, которые, возможно, будут выше прогнозируемых, уточнил Силуанов.
Источники доходов
Для пополнения госказны Минфин предлагает несколько новых источников доходов. В частности, планируется ввести акциз на экспорт газа в Турцию по трубопроводу “Голубой поток”. По оценке министерства, это будет приносить бюджету около 40 млрд руб. в год. Предполагается также повысить акцизы на табак дорогих сортов, отказаться от возмещения НДС при госинвестициях и увеличить налог на дивиденды физических лиц с 9 до 13% Оценка вклада этих поступлений не приводится.
Из крупных приватизационных сделок в доходы бюджета-2015 предлагается заложить поступления от приватизации 19,5% акций “Роснефти” в объеме 423,5 млрд руб. Но глава Минфина оговорился, что риски непоступления средств от реализации госпакета нефтяной компании весьма существенные.
Минфину пришлось сократить на 109 млрд руб. предельные расходы бюджета на 2015 год по сравнению с условно утвержденными расходами (определены законом о бюджете на 2014-2016 годы), а также сократить на 2% расходы в 2016-2017 годах. “Это дает 306 млрд руб.”, – сказал Силуанов.
Для пополнения доходов региональных бюджетов Минфин предложил наделить субъекты федерации правом вводить налог с продаж в размере до 3%. По подсчетам Силуанова, это принесет регионам до 200 млрд руб. ежегодно. Минэкономразвития уже выступило против идеи введения налога с продаж параллельно с НДС. Замглавы МЭР Сергей Беляков отметил, что это противоречит планам правительства не увеличивать налоговую нагрузку до 2018 года.
Расходы не удержать
По оценке директора Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлии Цепляевой, в будущую трехлетку Минфину предстоит “развернуть активную работу по оптимизации расходов и снизить их, но как показывает опыт, это очень трудно и никогда не получается”. С ней соглашается главный экономист АФК “Система” Евгений Надоршин. “Расходы сократить будет сложно, скорее всего, это не получится, и главное – в этом нет смысла, поскольку с высокой долей вероятности впереди нас ждет рецессия”, – отметил он.
Экономист назвал “неконструктивными” попытки Минфина в условиях стагнирующей экономики удержать или снизить дефицит бюджета. “Они, наоборот, ухудшат ситуацию в экономике, лишив ее стимулирования. Такие бюджеты мы год из года составляли все 1990-е”, – считает Надоршин. Дефицит на уровне 0,4% ВВП возможен, полагает Цепляева. “Но на уровне политиков будет приниматься решение о расходах и, соответственно, сколько нефтяных доходов будет потрачено на текущие расходы, – уверена она. – Таким образом, именно политики будут определять размер бюджетного дефицита”.
Проект бюджета на 2015-2017 годы планируется 2 июля рассмотреть на правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.