Законопроект, направленный на повышение эффективности обеспечения обязательств поставщиков в сфере госзакупок, внесен в Госдуму депутатом Анатолием Аксаковым.
Проектом закона поставщику разрешается предоставлять организатору конкурса или аукциона и госзаказчику “смешанное” обеспечение своих обязательств – банковскую гарантию и денежные средства одновременно. Кроме того, допускается возможность обеспечения исполнения контракта как банковской гарантией, выданной одним банком, так и банковскими гарантиями, выданными несколькими банками. Это позволит повысить эффективность обеспечения обязательств поставщиков в сфере госзакупок, поскольку риски банков при выдаче банковских гарантий в обеспечение одного контракта двумя и более банками будут значительно диверсифицированы.
“Сейчас прямого запрета на объединение сумм гарантий нет, но де-факто такого объединения не бывает. И поскольку у многих кредитных организаций, приличных, нет соответствующего размера капитала, они не могут официально стать гарантами и участвовать в конкурсах”, – пояснил ИТАР- ТАСС Аксаков. А объединение этих гарантий, по его словам, “позволяет им конкурировать со Сбербанком, ВТБ и другими банками”. “То есть улучшаются условия конкуренции, а это значит и более выгодные условия для участников торгов. От этого выигрывают в том числе и заказчики”, – отметил депутат.
В целях повышения заинтересованности банков выдавать банковские гарантии в сфере госзакупок товаров (работ, услуг) парламентарий предлагает ограничить круг лиц, имеющих доступ к сведениям, содержащимся в реестре таких гарантий. Доступ к таким сведениям, по его мнению, должны иметь только принципал, бенефициар, гарант, Банк России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, Федеральное казначейство.
Законопроектом предлагается включить в госконтракт ряд обязательных условий, подлежащих согласованию сторонами. Среди них порядок расчета предельной денежной суммы требования по банковской гарантии, порядок, сроки и случаи возврата аванса, если контракт предусматривает авансовые платежи, сведения о документе, на основании которого установлены гарантийные сроки. А также порядок и сроки направления заказчиком в адрес поставщика уведомления о невыполнении условий контракта или о его расторжении, либо сведения о том, что направление указанных уведомлений не требуется, порядок и сроки направления заказчиком гаранту уведомления об освобождении от обязательства в случае надлежащего исполнения контракта.
Законопроект также предусматривает утверждение типовых форм банковских гарантий и допускает возможность выдачи таких гарантий в форме электронного документа. “Действующее законодательство прямо не запрещает использование банковской гарантии в электронной форме, но в нем отсутствуют нормы, регулирующие такие отношения”, – пояснил Аксаков.